Эмальеры Его Величества: выставка Фаберже и Рюкерта в Кремле
Кризис витязя на распутье
Эмальер — так красиво называют ювелирных мастеров, чьи произведения представлены на выставке в Кремле. Ее главные звезды — Карл Фаберже и Федор Рюкерт, оба — обрусевшие немцы.
Имя первого давно на слуху, второй практически неизвестен широкой аудитории. Уроженец Эльзас-Лотарингии, из-за которой постоянно воевали Франция и Германия, попал в Россию еще подростком. Прижился, оброс связями, открыл дело в Москве и даже принял православие.
По словам куратора выставки Татьяны Мунтян, подробностей биографии Рюкерта мало — после революции о нем забыли, работы отправлялись в переплавку или, в лучшем случае, за рубеж.
Так, например, один из главных экспонатов выставки — огромный, затейливо украшенный кубок— оказался на аукционе Sotheby's в 1989 году. Больше десяти лет он хранится в лондонском Музее Виктории и Альберта.
То, что кубок доставили в Москву, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина считает большой удачей: "Авиасообщение между странами ограничено, плюс требования двухнедельного карантина... Мы уговорили британских коллег отправить экспонаты без хранителей — обязательного в таких случаях сопровождения”.
© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкПосетительница в медицинской маске на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в зале Успенской звонницы Московского Кремля.
1 из 3Посетительница в медицинской маске на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в зале Успенской звонницы Московского Кремля.
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в фотобанк© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкГостья выставки в медицинской маске на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля.
2 из 3Гостья выставки в медицинской маске на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля.
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в фотобанк© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкМужчина в защитной маске рассматривает пасхальное яйцо "Московский Кремль" на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля.
3 из 3Мужчина в защитной маске рассматривает пасхальное яйцо "Московский Кремль" на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля.
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в фотобанк1 из 3
Посетительница в медицинской маске на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в зале Успенской звонницы Московского Кремля.
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в фотобанк2 из 3Гостья выставки в медицинской маске на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля.
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в фотобанк3 из 3Мужчина в защитной маске рассматривает пасхальное яйцо "Московский Кремль" на выставке "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля.
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в фотобанкУ Рюкерта трудилось не более четырнадцати человек (для сравнения: на фабрике Фаберже — около 300). Настоящие хиты небольшой мастерской — серебряные изделия с нанесенными на эмаль миниатюрами, обычно репродукциями картин Виктора Васнецова и Константина Маковского.
Рисунки, кстати, можно сравнить с оригиналами: "Ивана-царевича на сером волке" одолжила Третьяковка, а Исторический музей предоставил портрет Зинаиды Юсуповой "в русском платье".
Особым спросом, рассказывает Татьяна Мунтян, пользовался "Витязь на распутье" — "потому что сюжет затрагивал актуальную для русского человека проблему экзистенциального выбора".
От иконных окладов до футляров для карандашей
Выставка разделена на две части — прогулка от залов Успенской звонницы до Патриаршего дворца займет несколько минут. Однако, говорит Гагарина, это скорее плюс — не будет большого скопления людей. Посещение по тем же причинам организовано по сеансам, с десяти до 16 часов, а билеты продают только на сайте. Открытие экспозиции запланировали на апрель, но из-за пандемии отложили на полгода.
Экспонаты между площадками кураторы распределяли скорее по тематическому принципу. В Успенской звоннице — все, что вручалось на дипломатическом уровне или в высших кругах: богато украшенные оклады икон, массивные кубки. И, конечно, знаменитые пасхальные яйца — причем и от менее известных мастерских, вроде Курлюкова или Чубкова.
Работы Карла Фаберже на их фоне покоряют инженерными находками. Например, пасхальное яйцо в честь завершения Транссибирской магистрали идет в комплекте с миниатюрным золотым поездом, который заводится ключом. Состав едет пару метров, сверкая рубиновыми фонарями и мигая бриллиантовыми фарами.
Музеи Кремля теперь владеют архивом Фаберже — его передали в год 100-летия со дня смерти ювелира. "Вывозили из Швейцарии с большими сложностями из-за пандемии. Сейчас разбираем, ведь в архиве около полутора тысяч единиц", — отмечает Гагарина. Особую ценность представляет альбом с фотографиями подарков, заказанных царской семьей: многие изделия не дошли до нас в первоначальном виде.