24 сен 12:27Политика

Новый вид микроквакш открыт в Таиланде

Ученые из МГУ совместно с тайскими, вьетнамскими и китайскими коллегами описали новый вид лягушек, найденный на юге Таиланда. Он относится к семейству узкоротов, или микроквакш (Microhylidae), и, как и большинство представителей этого семейства, лягушки нового вида имеют длину чуть больше двух сантиметров. Описание нового вида опубликовано в журнале Zoological Research. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда, кратко об их результатах рассказывается на сайте фонда.

Внутри семейства микроквакш вид относится к роду микрилетта (Micryletta), распространенному в Восточной и Юго-Восточной Азии. Ранее считалось, что в нем всего два вида лягушек. Первый, M. steinegeri, является эндемиком Тайваня, а второму, M. inornata, специалисты приписывали более обширный ареал: от Южного Китая до Малайского полуострова и острова Суматра.

«При более тщательном изучении многие широко распространенные виды амфибий из Восточной Азии часто оказываются комплексами из целого ряда видов, — отмечает руководитель проекта по гранту РНФ Николай Поярков. — Это же произошло и с M. inornata. Сегодня считается, что этот вид живет только на севере Суматры, в то время как материковые популяции относятся к другим видам. Некоторые из них недавно получили научные описания, однако многие другие еще ждут своих первооткрывателей».

Важный вклад в изучение разнообразия микрилетт внесли российские герпетологи совместно с тайскими, вьетнамскими и китайскими коллегами. В августе 2018 года во время работ в провинции Сонгкхла на юге Таиланда они после ночного ливня встретили в бамбуковом лесу неизвестных ранее лягушек. В общей сложности на глаза исследователям попали девять особей. Внешний облик и мелкие размеры амфибий (длина тела самцов достигала 20,3–22,4 мм, а самок — 24,4–26,7 мм) навели ученых на мысль, что перед ними неизвестные ранее представители рода Micryletta. Проведенный в лаборатории анализ митохондриальной ДНК подтвердил эту гипотезу.

Новый вид получил название Micryletta dissimulans. Его видовое название происходит от латинского глагола dissimulo, что в переводе означает «скрывать» или «прятать», и отсылает к «камуфляжной» окраске этой лягушки — темным узорам на коричневом фоне. Высока вероятность, что этот вид встречается и южнее, на территории Малайзии. О численности этой лягушки ничего неизвестно, поэтому авторы рекомендуют Международному союзу охраны природы присвоить ей статус вида, для оценки угрозы которому недостаточно данных (Data Deficient). Особенности биологии M. dissimulans также пока остаются загадкой: исследователям только предстоит узнать, чем питаются эти амфибии, как звучат их брачные песни и как развиваются их головастики.

С генетической точки зрения M. dissimulans оказалась ближайшим родственником распространенной на юге Суматры M. sumatrana, которая также была описана совсем недавно, в начале 2020 года. Оба этих вида образуют базальную ветвь рода микрилетт. Это заставляет предположить, что родина этой группы — Малайский полуостров и Суматра.

С открытием M. dissimulans общее число видов в роде Micryletta достигло семи. Однако это явно не окончательная цифра: дополнительный генетический анализ указал на наличие неописанного вида из Лаоса, а также целого ряда эволюционных линий из северного Индокитая, континентального Китая и Тайваня.

Автор: По материалам: polit